Урогенитальный микоплазмоз и уреаплазмоз

Гинекология → Урогенитальный микоплазмоз и уреаплазмоз

Термином «микоплазмы» обозначают все микроорганизмы семейства Mycoplasmataceae класса Mollicutes, включающий  несколько родов, два из которых являются «Mycoplasma» и «Ureaplasma».
Каждый род включает множество видов, несколько из которых обитают в урогенитальном тракте. Наиболее часто выделяются «Mycoplasma hominis», «Mycoplasma genitalium», «Ureaplasma urealiticum», «Ureaplasma parvum».
Урогенитальные микоплазмы относятся к условно-патогенным микроорганизмам (за исключением «Mycoplasma genitalium» - патогенна), способные при определенных условиях становиться патогенными и вызвать воспалительные заболевания урогенитального тракта.
При обнаружении в посеве микоплазмы 10 в третье степени КОЕ и меньше, отсутствии жалоб, клинических проявлений, хронических гинекологических заболеваний, бесплодия – лечение не проводится.
Лечению подлежит «mycoplasma genitalium» при обнаружении ее в любом титре.

Пути передачи
Основной путь передачи – половой путь:
  • Трансплацентарно (возбудитель проникает через плаценту)
  • Восходящим путем (из цервикального канала в полость матки).

При инфицировании плода происходит поражение ЦНС (коры головного мозга), поражению сердца, почек, печени, к пневмониям у новорожденных.
Микоплазменная инфекция обычно протекает не остро, для ее характерно малосимптомное или бессимптомное течение, переход в хроническую форму, не имеет симптомов специфических для данного возбудителя, устойчива к проводимой терапии, ей часто сопутствуют другие инфекции передающиеся половым путем.

Наиболее частые жалобы

• Дизурические расстройства – учащенное мочеиспускание, жжение в области половых органов.
  • Выделения из половых путей

Микоплазмоз во время беременности может стать причиной выкидышей, угрозой прерывания беременности, плацентарной недостаточности.

Хронический эндометрит, хронический сальпингоофарит, бесплодие.
Хронический эндометрит может стать причиной невынашивания беременности.

Показания к обязательному обследованию
  • Бесплодие
  • Хронические рецидивирующие воспалительные заболевания половых органов
  • Воспалительные заболевания мочеполовых путей у полового партнера.

Диагностика
Для диагностики используется материал для исследования – мазок из влагалища, цервикального канала, уретры; секрет простаты у мужчин.
  • Культуральный метод (посев исследуемого материала на питательную среду) - наиболее достоверный. Он позволяет определить количество возбудителя, видовую принадлежность, чувствительность к антибиотикам. Недостаток – длительность поведения до 7 дней.
  • ПЦР (Выявление ДНК – возбудителя) - высокочувствительный метод, дает результат даже при минимальном содержании микоплазмы в исследуемом материале. Mycoplasma hominis и Ureaplasma urealiticum часто присутствуют в нормальной микрофлоре в небольшом количестве, что необходимо учитывать.  Для Ureaplasma genitalium единственный метод диагностики - ПЦР, т.к. культуральный метод является затруднительным.
  • Серологический метод – выявление антител в крови. Полезен при рецидивирующем течении, осложнениях, бесплодии.

Лечение
  • Антибактериальная терапия с помощью одного из антибиотиков, к которому чувствительна микоплазма или уреаплазма. Используются антибиотики следующих групп:  «Тетрациклин», «Макролиды», «Фторхиналоны» - в течение 10 дней.
  • На фоне антибактериальной терапии целесообразно применять протеолитики не менее 14 дней: «Вобэнзим», «Флогэнзим», усиливающие действие антибиотиков, способствующие лучшему проникновению антибиотиков в очаг воспаления, препятствующие образованию спаек.
  • Т.к. при микоплазменной инфекции меняется состояние иммунной системы (снижаются защитные механизмы), в схему лечения включаются препараты, влияющие на активность иммунной системы – иммуномодуляторы:  «Виферон», «Генферон», «Иммуномакс», «Циклоферон» и т.д.
  • Для профилактики кандидоза после применения антибиотиков назначаются противогрибковые препараты: «Флуконазол», «Румикоз», «Нистатин».
  • Для защиты печени от токсического действия антибиотиков используются гепатопротекторы: «Эссенциале форте», «Карсил».
  • Для восстановления нормальной микрофлоры кишечника и влагалища на заключительном этапе лечения с лактобактериями: «Линекс», «Бактисубтил» и т.д. (для кишечника) и «Вагинок», «Ацилакин» и т.д. (для влагалища).
  • Параллельно с общим лечением применяется местное лечение с помощью влагалищных обработок антисептиком.

Критерии излеченности
Контрольное исследование проводятся через 10 дней после окончания лечения методом ПЦР.  Культуральным — не ранее чем через 3 недели. Затем, в течение 3 менструальных циклов, лучше перед менструацией или через 2 дня после ее окончания.