Цитомегаловирус

Гинекология → Цитомегаловирус

Цитомегаловирусная инфекция – инфекционное заболевание, вызванное цитомегаловирусом, относящееся к герпесвирусам с многообразными клиническими проявлениями. После заражения ЦМВ (цитомегаловирус) следует его пожизненное носительство. Этому способствует его внутриклеточное сохранение в лимфоцитах, где он защищен от специфических антител.
В большинстве случаев формируется бессимптомное вирусоносительство или хроническая инфекция. Заразность ЦМВ не высока, поэтому для заражения нужен частый и тесный контакт с носителем вируса. Вирус присутствует в крови, сперме, слюне, моче, влагалищном секрете, в грудном молоке, амниотической жидкости.

Пути передачи
  1. Воздушно–капельный
  2. Контактный
  3. Почти в половине случаев источник ЦМВ для взрослых – дети, которые выделяют вирус с мочой и слюной. (Инфицированность детей, посещающих дошкольное учреждение, достигает 80%)
  4. Половой
  5. Парентеральный (при переливании крови)
  6. Трансплацентарный (через плаценту от матери плоду)
  7. Восходящий (из инфицированной шейки матки через плодные оболочки к плоду)

Формы ЦМВ инфекции
  • Приобретенная
  • Врожденная

Цитомегаловирус опасен для:
  • людей с ослабленным иммунитетом,
  • при заражении плода во время беременности.

Приобретенная ЦМВ – инфекция
Первичная инфекция у людей с нормальным иммунитетом обычно бессимптомная или малосимптомная, протекающая по типу мононуклеозоподобного синдрома: повышение температуры тела, недомогание, насморк, увеличение шейных и подчелюстных лимфатических узлов, отек и болезненность околоушных слюнных желез, с длительным течением до 4-6 недель
Тяжелые проявления заболевания – поражение печени, легких, мозга характерны для людей с ослабленным иммунитетом (в т.ч. ВИЧ-инфекция, злокачественные заболевания).

Врожденная ЦМВ – инфекция
Внутриутробное инфицирование ЦМВ трансплацентарным или восходящим путем может происходить в любые сроки беременности. Тяжесть поражения плода будет зависеть от срока беременности, от того была ли инфицирована мать до беременности или инфицирование впервые произошло во время беременности. Опасной для плода является ЦМВ – инфекция, впервые возникшая во время настоящей беременности (т.е. в крови матери отсутствуют антитела к ЦМВ)
Первичная ЦМВ – инфекция наблюдается в 1-4% , передается плоду в 40-50% случаев. В 1-2 триместре беременности приводит к самопроизвольному выкидышу, гибели эмбриона (или плода), порокам развития головного мозга (микроцефалия, гидроцефалия т.д.), сердца, почек, легких, нижних конечностей. В 3 триместре – у 10-15% отмечаются проявления врожденной ЦМВ - инфекции:
  • Геморрагический синдром
  • Поражение органов дыхания (пневмонии, бронхиты)
  • Двусторонняя глухота
  • Энцефалопатия

У 80 – 85% — бессимптомное носительство, которое может проявиться более поздними осложнениями: задержка умственного и физического развития, потеря слуха, дефект роста зубов.
У 80 – 90% женщин выявляются специфические антитела к ЦМВ, что говорит  о защищенности плода материнскими антителами. При рецидиве инфекции у матери, возможно, инфицирование ребенка, которое наблюдается в единичных случаях, при этом клинически выраженные формы врожденной инфекции чрезвычайно редки.

Профилактика ЦМВ-инфекции при беременности
Специфических способов профилактики инфицирования плода не существует, рекомендуются стандартные меры предосторожности. Т.к. инфекция передается через инфицированные жидкости организма важно соблюдать нормы гигиены:
  • частое мытье рук
  • избегать поцелуев в губы
  • исключение пользования чужой посудой и предметами личной гигиены

Всем женщинам, особенно работающим в условиях повышенного риска заражения ЦМВ – вирусом, рекомендуется определение антител к ЦМВ перед зачатием. При отсутствии специфических антител в крови необходим контроль антител во время беременности.

Диагностика
  • Цитологический метод (микроскопия) позволяет выявить типичные гигантские клетки с внутриядерными включениями – «совиный глаз».
  • ПЦР - определение вирусной ДНК.
  • Серологический метод – определение антител к вирусу в сыворотке крови (IgM и IgG) Обнаружение антител класса IgG, лечения не требуется. При беременности не опасна для плода, но требуется контроль уровня антител в течение беременности.
  • Обнаружение IgM в отсутствии IgG свидетельствует об острой инфекции. При беременности опасна для плода.
  • Одновременное присутствие обоих классов антител говорит об обострении инфекции.
  • Метод выделения ЦМВ на клинической культуре (вирусологический, культуральный). Метод достоверный, чувствительный, но трудоемкий, занимающий много времени, требующий быстрой доставки материала из–за низкой устойчивости ЦМВ во внешней среде. Применяется в специализированных учреждениях.

Лечение
Ни один из современных методов лечения не позволяет избавиться от ЦМВ. Лечение направлено на подавление размножения вируса в период размножения и формирование стойкого иммунитета для профилактики обострений. При бессимптомном течении инфекции у людей с нормальным иммунитетом даже при выявлении ЦМВ или антител к нему в крови – лечение не требуется.
При острой или хронической инфекции (наблюдается у людей с иммунодефицитом) проводят лечение противовирусными препаратами, иммуномодуляторами, общеукрепляющая терапия.
Во время беременности наблюдается физиологическое снижение иммунитета, что может быть фактором риска активации вируса при хронической инфекции.

Лечение ЦМВ-инфекции при беременности
  • Противовирусная терапия.
  • В 1,2 триместре проводится только по жизненным показаниям. В 3 триместре – «Валтрекс» на 5-10 дней.
  • Иммунотерапия применяется со 2 триместра беременности: - иммуномодуляторы.
    В 1, 2, 3 вводятся иммуноглобулин человеческий внутривенно
  • Проведение профилактики плацентарной недостаточности, курсом по 10 дней («Актовегин», «Фолиевая кислота»)
  • Гемпаопротектор – антиоксиданты, обеспечивающие разрушение токсических веществ.
  • Профилактика препаратами лактобактерий или санации влагалища.