Генитальный герпес

Гинекология → Генитальный герпес

Генитальный герпес – заболевание, вызванное вирусом простого герпеса 1-го и 2-го типов, проявляющееся высыпанием в виде пузырьков на коже и слизистых половых органов.
Заражение вирусом простого герпеса (ВПГ) 1 типа происходит при орально-генитальном контакте или же еще в детстве воздушно-капельным путем.  ВПГ 2 типа - половым путем.
После внедрения вирус герпеса сохраняется в организме человека пожизненно в виде латентной (бессимптомной) инфекции, с периодическими обострениями. Причиной обострений являются факторы, ослабляющие организм (например, инфекционные заболевания: грипп, ОРВИ, стресс и др.). В период ремиссии (период заболевания, при котором отсутствуют симптомы заболевания) вирус герпеса сохраняется в нервных клетках спинальных ганглиев.

Симптомы
В начале заболевания начинают беспокоить зуд, жжение, болезненность при мочеиспускании, боль в области наружных половых органов. Пораженный участок припухает, краснеет (у женщин чаще поражаются: половые губы, преддверье влагалища, устье мочеиспускательного канала, промежность, внутренняя поверхность бедер). Затем, на слизистых оболочках  и коже появляются пузырьки размером около 2-3 миллиметра. Пузырьки через 2-3 дня вскрываются, образуя язвочки, которые в дальнейшем, покрываются коркой и заживают без образования рубцов. При выраженной форме может повышаться температура тела, беспокоить головная боль, слабость, недомогание, увеличиваться паховые лимфатические узлы.

Герпетическая инфекция и беременность
Генитальный герпес особенно опасен, если инфицирование впервые произошло во время беременности, т. к. вероятна передача вируса плоду высока (около 50 %). При обострении уже имеющейся герпетической инфекции передача плоду наблюдается в 5 %. Инфицирование матери при сроке беременности у нее до 20 недель приводит к самопроизвольному выкидышу или аномалиям развития плода. При сроке 30-32 недели – преждевременным родам или антенатальной (внутриутробной) гибели плода. После 32-х недель – к рождению больного ребенка с поражением кожи, глаз, головного мозга.

Диагностика простого генитального герпеса
Материалом для исследования служит соскоб со слизистой оболочки мочеиспускательного канала, влагалища, канала шейки матки и кровь.
  • Цитологический метод (выявляются при микроскопии гигантские клетки с многоядерными включениями). Метод быстрый, дешевый, но с низкой чувствительностью (около 60 %).
  • ПЦР (выявление вирусной ДНК). Метод достаточно высокочувствительный.
  • Культуральный (выращивание вируса на культуре клеток). Метод высокочувствительный, но дорогостоящий, трудоемкий и длительный по времени выполнения.
  • Серологический (обнаружение в крови антител к вирусу Ig M, Ig G).
Обнаружение Ig M при отсутствии Ig G говорит о первичном заражении герпесом. Обнаружение Ig M на фоне Ig G –обострение хронической герпетической инфекции.
Отсутствие Ig M при наличии Ig G – хроническая инфекция в стадии ремиссии.

Серологический метод необходимо использовать в сочетании с одним из перечисленных методов, т. к. самостоятельного диагностического значения он не имеет (возможны ошибочные результаты).

Лечение
В настоящее время нет средств, позволяющих удалить вирус простого герпеса из организма человека, поэтому лечение направлено на:
  • Подавление размножения ВПГ в период обострения (с помощью противовирусных препаратов)
  • Формирование стойкого иммунитета для профилактики обострений герпетической инфекции (иммунотерапия)
Длительность и объем лечения зависят от формы, стадии и тяжести заболевания.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты:
1. Противовирусные (для подавления размножения вируса).
Выделяют две схемы противовирусной терапии:
  • Эпизодическая (используется периодически во время обострения). Показана пациентам с редкими клиническими выраженными обострениями. Применяются следующие препараты: Ацикловир, Валацикловир (Валтрекс), Фамцикловир (Фамвир) на 5 дней.
  • Превентивная терапия (профилактическая) - подавление возможной реактивации ВПГ. Показана пациентам с тяжелыми и частыми рецидивами генитального герпеса (более 6-ти обострений в год).
Противовирусные препараты (Ацикловир, Валтрекс, Фамвир) назначаются ежедневно в непрерывном режиме в течение длительного времени (от 6 месяцев до 2-х лет).

2. Иммунотерапия.
Используются следующие группы препаратов:
  • Препараты интерферона (Виферон, Геноферон)
  • Индукторы интерферона  - препараты, стимулирующие выработку интерферона (Циклоферон, Неовир, Ликопид и др.)
    Использование данных препаратов обусловлено тем, что рецидива герпетической инфекции, а так же в период ремиссии, снижается выработка интерферона в организме человека. Интерферон – постоянный и естественный компонент противоинфекционной защиты человека.
  • Специфический противогерпетический иммуноглобулин. Вводится внутримышечно по 3 мл 3-5 раз в день (6 инъекций).

3. Антиоксиданты – препараты, разрушающие свободные радикалы (вещества, оказывающие повреждающее действие на мембраны стенок, которые при заболевании образуются в избыточном количестве).

4. При стихании проявлений герпетической инфекции назначается общеукрепляющая терапия.
Аутогемотерапия – лечение собственной кровью. Метод заключается в заборе крови из вены с последующим введением её в мышцу, что стимулирует защитные механизмы организма.

5. Для профилактики рецидивов герпеса при тяжелых формах, помимо превентивной противовирусной терапии, применяется противогерпетическая вакцина.

До полного выздоровления рекомендуется воздержаться от половой жизни. В случае половых контактов обязательное использование презервативов. Обязательное обследование полового партнера. Обследование и лечение других ЗППП.