Сахарный диабет

Эндокринология → Сахарный диабет

Сахарный диабет – одна из серьезнейших проблем нашего времени. Это заболевание занимает третье место среди непосредственных причин смерти после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Сахарный диабет – это группа заболеваний, объединенная по нескольким признакам: наличию повышения сахара крови и наличию осложнений в связи с этим.

В основном, выделяются два типа сахарного диабета: инсулинзависимый, или диабет 1-го типа, и инсулиннезависимый сахарный диабет, или диабет второго типа. Также, иногда, в отдельную группу выносится инсулинзависимый диабет пожилых (инсулинопотребный  диабет первого типа).

85 % больных сахарным диабетом, страдают диабетом второго типа, оставшиеся 15 % -  приходятся на первый тип. В основе механизма развития сахарного диабета  лежит относительная или абсолютная инсулиновая недостаточность. Инсулин - это гормон, вырабатываемый  бета-клетками секреторного аппарата поджелудочной железы. Инсулину принадлежит большая роль в процессе обмена углеводов, и не только. Так же он участвует в процессе синтеза белков и липидов, в процессах энергетического обмена.

Абсолютная инсулиновая недостаточность развивается при отсутствии выработки инсулина поджелудочной железой, вследствие разрушения бета клеток. Причин гибели клеток так же может быть множество – вследствие острых вирусных инфекций, вследствие выработки организмом аутоантител к клеткам поджелудочной железы, в связи с наличием опухоли поджелудочной железы и оперативных вмешательств на поджелудочной железе. При абсолютной инсулиновой недостаточности развивается инсулинзависимый сахарный диабет.

Относительная инсулиновая недостаточность характеризуется сохраненной секрецией инсулина, но недостаточным его действием. Относительная инсулиновая недостаточность часто развивается при ожирении, так как жировые клетки нуждаются в большом количестве инсулина. Поджелудочная железа начинает вырабатывать все больше и больше инсулина, возникает гиперинсулинизм, который так же является одним из механизмов развития атеросклероза. Относительная инсулиновая недостаточность может развиваться при наличии других эндокринных заболеваний, в связи с которыми вырабатывается большое количество гормонов-антагонистов инсулина при тиреотоксикозе, при опухолях надпочечников, акромегалии.

Существуют и различные факторы риска развития сахарного диабета. Для первого типа - наследственность, стрессы, вирусные инфекции, углеводное переедание. Для второго - ожирение, гиподинамия, наследственность, артериальная гипертензия.

По клиническим проявлениям сахарный диабет делится по стадиям:

1. Предиабет. На этой стадии повышения сахаров еще не отмечается. Возможно повышение сахаров крови при преднизолон-глюкозной пробе. Считается, что предиабет имеется у женщин, родивших детей с массой тела больше 4500 грамм, в несколько меньшей степени у женщин, родивших детей с массой тела от 4200 до 4500 грамм. У лиц, с высокой степенью ожирения, если есть наследственность. В паре близнецов, если у одного из них имеется сахарный диабет.
2. Скрытый сахарный диабет – могут иметься малые симптомы диабета: слабость и утомляемость, кожный зуд, зуд промежности, вагинальный зуд, упорные пиодермии, патология сетчатки глаз, катаракта. Повышение сахаров крови выявляется при проведении нагрузочного теста с глюкозой.
3. Явный сахарный диабет – повышение сахара крови натощак и в течение суток, сахар может определяться в моче. Возникают упорная жажда, учащенное мочеиспускание. Диабетики мужского пола часто при таких симптомах вначале обращаются к урологу, и только после обследования выявляется повышенный уровень глюкозы крови.

Сахарный диабет разделяется так же по степени тяжести:

1. Легкий: нет, и не было кетоза, компенсируется диетой.
  2. Средней тяжести:  а) не было кетоза, но одной диеты недостаточно, назначают сахароснижающие препараты;  б) мог быть кетоз, диета и лекарства не помогают, назначают инсулин.
  3. Тяжелая степень: легко возникает кетоз, постоянно нужен инсулин.

Сахарный диабет заболевание прогрессирующее, и при неадекватном лечении тяжесть заболевания может нарастать.

Осложнения сахарного диабета могут быть острыми и хроническими. К острым относятся: кетоз,  кетоацидоз,  прекома, диабетическая кома. При кетозе и кетоацидозе в крови и моче появляются кетоновые тела (ацетон), нарастают сердечно-сосудистая и неврологическая симптоматика, с расстройством и полной потерей сознания. Хронические осложнения сахарного диабета весьма обширны, и могут отмечаться со стороны практически всех органов и систем - это диабетическая ангиопатия (сосуды, особенно коронарные и нижних конечностей), диабетическая полинейропатия, диабетическая нефропатия и пиелонефрит (почки), развитие ишемической болезни сердца, осложнения со стороны сетчатки и хрусталика глаз, вплоть до полной потери зрения, осложнения со стороны репродуктивной системы - привычное невынашивание беременности, эректильная дисфункция у мужчин.

Диагностика сахарного диабета - это биохимические анализы крови на уровень гликемии натощак и в течение суток, общий анализ мочи, нагрузочные тесты с глюкозой, определение уровня гликированного гемоглобина и фруктозамина.

Контрольные параметры компенсации сахарного диабета-глюкоза натощак - 4,4-6,1 ммоль/л. Глюкоза мочи - 0, общий холестерин < 5,2, индекс массы тела: мужчины < 25, женщины < 24.

Лечение сахарного диабета направлено на достижение полной компенсации заболевания, нормализации уровня сахара крови, отсутствие глюкозы в моче, отсутствие прогрессирования заболевания и его осложнений, оптимизация массы тела. Одним из основных пунктов в лечении является диета с исключением легкоусвояемых углеводов. При отсутствии диеты лечение сахароснижающими препаратами и инсулином бесполезно. Если диета соблюдается регулярно, но сахара снижаются недостаточно, то подключается медикаментозная терапия. В настоящее время арсенал противодиабетических препаратов значительно расширился, появились новые группы препаратов. При диабете первого типа лечение проводится препаратами инсулина. При наличии осложнений сахарного диабета, проводится их лечение ангиопротекторами, препаратами а-липоевой кислоты, симптоматическое лечение.