Андрология

Андрология (андро...+греч. logos-учение, наука) — это ветвь современной науки и медицины, изучающая физиологию и патологию мужского организма. Таким образом, андрология изучает нормальное состояние и функционирование органов мужской половой системы и их влияние на организм в целом, а так же занимается коррекцией состояний, отличающихся от нормы (нарушение функции, заболевания как воспалительные, так и не воспалительные).
Кто такой врач-андролог? Это врач на стыке таких специальностей как урология, эндокринология и сексопатология. Состояние и функция мужских половых органов (изучает урология), которые также являются органами эндокринной системы, зависят от уровня ряда гормонов (изучает эндокринология) и оказывает влияние на психоэмоциональное здоровье мужчины.
Например: гормональная дисфункция (изменение уровня гормонов, андрогенодифицит, гипогонадизм — синонимы) приводит к снижению половой функции, снижению либидо, появлению усталости, снижению сопротивляемости стрессам, нарушению репродуктивной (детородной) функции, так же наблюдаются изменения в обмене веществ, что приводит к увеличению массы, повышенной нагрузке на сердце и т.д.
Возраст пациентов? Любой! Как только у ребенка начинают вырабатываться мужские половые гормоны, то есть с момента рождения, он может и должен наблюдаться детским андрологом. По мере роста и вступления в фазу активного полового созревания он переходит под наблюдение уже взрослого андролога.
На сегодняшний день не существует четкого определения профессиональной роли врача-андролога. Во многих европейских странах обучение и специализация будущего андролога проходит в контексте различных медицинских специальностей и нет единых стандартов, определяющих знания и профессиональное мастерство андролога.
Андрология как специальность до сих пор не признана Европейским союзом, но при этом в некоторых европейских странах она является официальной медицинской специальностью. Однако в каждой стране носит непредсказуемый характер и зависит от того, какая специальность в ней доминирует. В Италии, например, андрология — самостоятельная медицинская специальность и является ветвью эндокринологии. Однако при этом 75% ее членов являются урологами и только 25% — эндокринологи.
В России андрология признана де-факто, при этом юридически андрология, как таковая, не существует.
Чем же отличается андролог от уролога? Уролог — специалист, занимающийся мочевыделительной системой, как у мужчин, так и у женщин. Андролог — специалист, занимающийся мужской половой системой. Но мужская половая система является частью нижних мочевых путей мужчины, поэтому основная специальность врача андролога — это урология.
Основные направления деятельности врача-андролога — это диагностика и лечение заболеваний органов мужской мочеполовой системы, а так же методы их профилактики:
  1. нарушение половой функции у мужчин (эректильная дисфункция, снижение либидо)
  2. бесплодие (нарушение созревания сперматозоидов и проходимости семявыносящих путей, изменение качества эякулята)
  3. инфекции и заболевания, передающиеся половым путем (простатит, орхит, везикулит, уретрит и т.д.)
  4. заболевания предстательной железы
  5. андрогенодефицит, гипогонадизм (изменение уровня половых гормонов, проблема старения мужчин)
  6. генитальная хирургия
  7. детская андрология
Таким образом, показанием для визита к андрологу являются любые отклонения в мочеполовой сфере у мужчин, а так же определение функционального состояния мужских и репродуктивных способностей, чтобы в дальнейшем более точно определять степень отклонений.
Таким образом, андролог для мужчины — это то же самое, что гинеколог для женщины.