Демодекоз

Демодекоз — хронический демодекоз, который в общей структуре заболеваемости составляет от 2 до 5%, возникает чаще у женщин в возрасте 20-40 лет и является серьезной косметологической проблемой.

Возбудителем заболевания является клещ-железница двух видов demodex folliculorum и demodex brevis, которые считаются нормальными обитателями кожи человека и обнаруживаются у 55-100% населения. С возрастом возбудитель заболевания может обнаруживаться у все чаще и чаще, особенно в весеннее-осенний период, становясь условно-патогенным паразитом. Клещи обитают в волосяных фолликулах, протоках и секрете сальных желез на гладкой коже, на волосистой части головы, в области бровей и ресниц, вызывая конъюнктивиты.

Заражение происходит при непосредственном контакте с больным человеком или через нательное и постельное белье. Не исключается возникновение заболевания после общения с домашними животными.

Оплодотворенная самка клеща откладывает яйца в устье волосяного фолликула.  Через две недели из яиц появляются молодые клещи, что совпадает по времени с первыми высыпаниями на коже. Существенную роль в развитии демодекоза играют многочисленные предрасполагающие факторы: снижение местного иммунитета кожи, дисфункция сальных желез при себорее, нарушение работы эндокринной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, холецистит, язвенная болезнь, дисбактериоз), злоупотребление алкоголем, острой, горячей пищей, черным кофе; нервно-психические стрессы, избыточная ультрафиолетовая инсоляция, применение косметики, содержащей гормональные добавки; постоянное ощелачивание кожи грубыми моющими средствами, использование кортикостероидных кремов.

Косметологические процедуры, особенно такие, как вапоризация, пилинг, массаж, ультрафиолетовое облучение в солярии, могут не только не улучшить состояние кожи. Но и вызвать обострение и распространение уже имеющегося процесса.

Клиническая картина демодекоза представлена высыпанием вокруг рта, на коже подбородка, щек. Лба, в области бровей и ресниц на фоне гиперемии, на неизменной коже образуются изолированные мелкие розово-красные узелки, покрытые нежными чешуйками. Папулы могут располагаться группами или быть изолированными, существовать неделями и месяцами. При тяжелых формах течения фон, на котором располагаются высыпания, может стать красным, отечным, узелки приобретают красно-бордовый цвет, обильно шелушатся, приобретая вид пустул. Участками гиперемии и шелушения могут чередоваться с неизменной кожей. Длительно существующие очаги покраснения могут трансформироваться в телеангиэктазии при стойком длительном расширении сосудов.

Диагностика демодекоза основывается на клинических данных и лабораторных исследованиях, которые позволяют выявить в соскобах с кожи лица или в секрете сальных желез более 10 клещей в нативном препарате.

Профилактика. Постельное белье, наволочки, полотенца следует менять и кипятить каждый день во избежание реинфекции, подушки хорошо просушивать. Желательно заменить пуховые и перовые изделия на синтетические и шерстяные.

Предотвратить клинические обострения можно исключением из рациона питания острой, соленой, горячей, раздражающей пищи, кофе, спиртных напитков, крепкого чая.

Больным рекомендуется избегать чрезмерной инсоляции, бань, парных, физиотерапевтических процедур на лице, а так же использования кремов с добавлением кортикостероидов.