Миома матки

Миома матки – это доброкачественная, гормонозависимая опухоль мышечной оболочки матки. Она может быть одиночной, но чаще всего обнаруживаются множественные узлы.
Среди всех гинекологических заболеваний миома матки является самым распространенным заболеванием и занимает 2 место после воспалительных процессов.
Внедрение в клиническую практику УЗИ, МРТ, КТ, лапароскопии позволило визуализировать мельчайшие миоматозные узлы.
Миому матки выявляют у 4-11% всех женщин, у 20% -старше 30 лет и у 40 % - старше 50 лет.
Первоначально опухоль возникает межмышечно, затем в зависимости от направления роста, развиваются интрамуральные (в толще стенки матки), субмукозные, растущие в центр матки, и субсерозные, растущие в сторону брюшной полости.
Интрамуральные миоматозные узлы возникают наиболее часто, субмукозные – эти миоматозные узлы связаны с миометрием ножкой, могут далеко выдаваться в полость матки, растут очень быстро и часто сопровождаются кровотечениями. Субсерозные миоматозные узлы часто образуют ножку и способны достигать значительных размеров, без проявления каких либо симптомов.
Этиология до конца не изучена. Среди факторов приводящих к образованию миоматозных узлов рассматривают вопросы наследственной предрасположенности, а так же гормональные причины (в том числе повышение в крови эстрогенов). Миомы матки редко возникают до полового созревания и после менопаузы. В постменопаузе рост узлов прекращается, они не редко подвергаются обратному развитию. Рост миоматозных узлов ускоряется во время беременности. Миомы матки часто появляются на фоне состояний, сопровождающих гиперэстрогению (например: ановуляция, полипы и гиперплазия эндометрия). Миомы матки могут возникать и у женщин с нормальным менструальным циклом, то ест без гормональных нарушений.
Клиническая картина характеризуется наличием патологических менструальных кровотечений, в некоторых случаях возможны и межменструальные кровотечения. Неосложненные миомы матки обычно безболезненны. Острая боль характерна только для перекрута ножки или некроза узла. Схваткообразные боли характерны для субмукозных миоматозных узлов, далеко выступающих в полость матки. Тянущие ноющие боли, усиливающиеся при менструации, характерны для миоматозных узлов с нарушением кровообращения в узлах. Так же при больших размерах матки может быть учащенное мочеиспускание, запоры и затруднения дефекации.
Миома матки может препятствовать продвижению яйцеклетки по маточной трубе и имплантации. У женщин с субмукозными или интрамуральными миомами матки чаще возникают выкидыши и преждевременные роды.
Диагностика миомы матки складывается из клинической картины, осмотра гинеколога и дополнительных методов исследования (УЗИ, МРТ, КТ), при быстром росте миоматозных узлов исключают злокачественное перерождение, используют цитологическое исследование аспирата из полости матки, прицельную биопсию эндометрия.
При миомах матки небольшого размера при отсутствии клинической симптоматики проводят периодическое обследование пациенток (при стабильности симптоматики – каждые 6 месяцев, при впервые диагностируемых случаях, больших размерах опухоли – каждые 2-3 месяца).
При миомах матки проводят как консервативное, так и хирургическое лечение.
При консервативном лечении назначают препараты, вызывающие псевдоменопаузу с минимальным назначение от 3 до 6 месяцев (возможно только для небольших размеров миомы с интрамуральным и субсерозным расположением опухоли, в репродуктивном периоде), а также витамины группы В, К, Е, С; физиотерапия.
Хирургическое лечение проводится в тех случаях, когда консервативная терапия бессильна…